Интонация синтагмы складывается последовательным соединением начальной, серединной и конечной акцентных единиц, на каждой из которых в соответствии с требуемым интонационным типом формируются необходимые контуры мелодики, ритмики и энергетики.
При наличии в синтагме более 3-х АЕ добавляется необходимое количество серединных единиц. При наличии менее 3-х АЕ исключается вначале срединная, а затем – начальная акцентные единицы.
Мелодика, ритмика и энергетика каждой акцентной единицы задаются нормированными значениями частоты, длительности и интенсивности на трех ее участках: ядре, предъядре и заядре. Ядром акцентной единицы является ударный слог, отмеченный знаком группового ударения. Предъядром и заядром – соответственно предшествующие ему и следующие за ним фонемы акцентной единицы.
Обобщённые мелодические портреты одноакцентной синтагмы для вопросительного, восклицательного, незавершённого и завершённого типов интонации представлены на рис. 1.4. Кривые для каждой АЕ изображены в нормированных координатах «время-частота». Интервал нормированного времени [0, 1/3] соответствует предъядру, [1/3, 2/3] – ядру, и интервал [2/3, 1] – заядру. Интервал нормированной частоты основного тона [0, 1/3] соответствует её низкому уровню, [1/3, 2/3] – среднему, и [2/3, 1] – высокому.
Рис. 1.4. Обобщённые мелодические портреты синтагм четырёх интонационных типов
На рис. 1.5 представлен набор обобщённый мелодический портрет синтагмы вопросительного типа, состоящей из трёх АЕ: начальной (рис. 1.5а), серединной (рис. 1.5б) и конечной (рис. 1.5в).
Рис. 1.5. Мелодический портрет синтагмы вопросительного типа: а) начальная АЕ, б) серединная АЕ, в) конечная АЕ
Обобщённый вид ритмического и энергетического портретов конечной АЕ синтагмы вопросительного типа приведены на рис. 1.6 а, б. Эти кривые показывают, что ударные гласные (ядра) выделяются большей длительностью и силой звука. Предударные звуки по мере удаления от ударного гласного постепенно укорачиваются и ослабляются, а затем несколько удлиняются и усиливаются. Заударные звуки постепенно ослабляются, а их длительность по мере удаления от ядра АЕ уменьшается, а затем увеличивается.
Рис 1.6. Обобщённые просодические портреты конечной АЕ синтагмы вопросительного типа: а) ритмический портрет, б) энергетический портрет
Поясним в заключение смысл введенного понятия нормированного времени. Это понятие (см. рис. 1.4) отражает при восприятии интонации субъективное равенство длительности предъядра, ядра и заядра, хотя в состав ядра всегда входит лишь одна фонема – ударная гласная, а предъядро и заядро чаще всего включает несколько фонем. На акустическом уровне это означает, что при последующем переходе к реальному времени кривые на этих участках подвергаются модификации в зависимости от конкретных значений длительности фонем, входящих в каждую из зон, т.е. мелодические кривые предъядерной и заядерной зонах должны быть растянуты или сжаты в зависимости от числа фонем в этих зонах.